История
Первые упоминания о некоторых населенных пунктах Вороновского района относятся к 1217 году. В летописи «Монумента Германика» упоминается г.п.Радунь, д. Жирмуны.
В 1557 году Радунская волость была приписана к королевским владениям короля Польши - Сигизмунда-Августа.
Остатки укреплений остались на вороновской земле со времен становления Великого княжетва Литовского. В XV веке Вороновщина входила в состав Виленского и Трокского воеводств ВКЛ. Кроме государственных земель здесь были имения Гаштольдов, Глинских, Тышкевичей, Сапегов. В период Российской империи вороновская земля находилась в составе Лидского уезда.
1915-1918 годы – территория оккупирована кайзеровской Германией.
1919-1939 годы—территория района оккупирована польскими войскам.
В 1939 году территория района вошла в состав БССР.
15 января 1940 года был создан Вороновский район в составе Барановичской области.
С июня 1944 по июль 1944 года территория Вороновского района оккупирована немецко-фашистскими захватчиками.
С 20 сентября 1944 года Вороновский район в составе Гродненской области. В 1962 году в состав Вороновского района вошел Радунский район.
Среди памятников зодчества, которые находятся на территории района, наиболее известны дом-крепость в деревне Гайтюнишки (вторая половина XVII ст.), деревянный костёл Святого Креста и звонница в деревне Жирмуны (XVIII ст.), костёл Пресвятой Троицы в деревне Заболоть (первая половина XIX ст.), костёл Святого Иоанна Крестителя в деревне Бенякони (1900г.), костёл Посещения Матери Божией Трокельской в деревне Трокели (1809г.).
Вороновская земля дала миру много известных людей. Среди них – член-корреспондент Краковской Академии наук, археолог, этнограф, краевед и фольклорист Вандалин Шукевич; историк, археолог, военный инженер Теодор Нарбут; доктор философии и богословия, профессор ботаники и зоологии Станислав Юндил; соратник К. Калиновского Людвиг Нарбут; известный во всём мире религиозный деятель еврейского народа Хаим Хафец; польский лингвист, этнограф и музыковед Ян Карлович; герой русско-японской и первой мировой войны Киприян Кондратович.
Корни Адама Мицкевича и Владислава Сырокомли также происходят из Вороновщины. Имя поэта белорусского, польского и литовского народов Адама Мицкевича навсегда останется в истории нашего района. Здесь он встретил первую любовь, которая вдохновила его на написание известных всему миру произведений.
Кароткая гiсторыя Тракельскага санктуарыя
1433 г. — першае упамінанне пра Тракелі (як уласнасць Гаштольдаў). 1500 г. — Пётр Гаштольд, віленскі ваявода, выдзяляе сродкі на першы касцёл у Тракелях.
1581г. — Tpaкелі становяцца ўласнасцю i місійнай пляцоўкай езуіцкага калегіўма ў Вільні. Апекавацца святыняй даручаецца дыяцэзіяльным святарам.
Канец XVI ст. (1595 г.) — прывезена i змешчана ў галоўным алтары парафіяльнага касцёла імя Наведзін НМП копія абраза Maцi Божай Снежнай.
1644 г. — укладзены тэкст гімна ў гонар Maцi Божай Тракельскай, у якім праслаўляюцца Яе ласкі. II палавіна XVI ст. — пачынае адзначацца (2 ліпеня) адпустовая ўрачыстасць, на якую прыбываюць шмaтлiкiя пілігрымы.
1656-1659 гг. — пажар у святыні, адшуканне некранутага агнём абраза Божай Maцi i цуд аздараўлення сляпога чалавека.
1680,1738 гг. — адбудова касцёла айцамі-езуітамі.
II палова XVIII ст. — на выяве Божай Маці з Дзіцём была намалявана постаць святога Kaзіміpa, адаратара Найсвяцейшай Панны Марыі i Заступніка Літвы.
1782 г. — рэстаўрацыя абраза i накладанне воты — металічнага пасярэбранага абклада — на выяву Божай Maцi, Дзіцяці Езуса i св. Каралевіча Казімірa.
XVII-XIX ст. — упамінанне ў інвентарах касцёла пра прысутнасць у галоўным алтары слыннай ласкамі выявы Найсвяцейшай Maцi. Змяшчэнне вотаў за атрыманыя ласкі.
I палова XX ст. — актывізацыя пілігрымскага руху i адпустовы кірмаш (“Тракялянка”).
1958-1988 гг. — тракельская святыня застаецца без святара. Абарона вернікaмi санктуарыя i абраза. Развіццё культу Maцi Божай Тракельскай, як Ахоўніцы веры.
1991г. — рэстаўрацыя абраза Маці Божай.
1993 г. — аднаўленне i развіццё пилігрымскага руху пасля перыяду рэлігійных праследаванняў.
1995г. — кс. біскуп Александр Кашкевіч дэкрэтам узводзіць Тракельскі касцёл у ранг Марыйнага санктуарыя.
2008г. — намаганні адносна дазволу на каранацыю абраза.
2009г. — атрыманне дазволу ад Кангрэгацыі па Справах Божага Культу і Дысцыпліны Сакрамэнтаў на каранацыю.